Объемлет ли ноосфера всю полноту проявлений сознания человека? | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Идеальное есть средоточие абсолютной реальности.
Иван Ильин

Разрабатывая свой прогноз конституции человека ноосферного как особи ноосферного человейника (т.е. человья – В.Е.), известный биофизик Алексей Яшин подчеркнул, что «это не вольнолюбивые фантазии, но итог достаточно обширного анализа и логически непротиворечивого синтеза» (1). Он отметил, что человек ноосферный – далее человей, является субъектом, унифицированным по физиологическим, психосоматическим и мыслительным характеристикам, что достигается на этапе развёртывания ноосферы посредством полевого усреднения всех характеристик жизнедеятельности в активном социуме ноосферы. Согласно представлениям этого исследователя феноменологии ноосферы, в процессе глобализации создаются условия для полного усреднения БФХП (биофизикохимических параметров), а именно:

– преимущественное скопление людей в крупных городах;

– расовое и национальное смешение населения;

– участие в активном социуме людей с различными БФХП

– активное перемещение населения планеты;

– сверхинтенсивное развитие телекоммуникаций, воздействующих излучением на БФХП.

Таким образам, «плавильный котёл» этносов и культур, который более 100 лет активно функционирует в США, можно считать началом процесса создания унифицированного человья. В конце 20-го века этот процесс развернулся в Европе, а с начала 21-го века и в России, особенно в Москве.

В концепции феноменологии ноосферы, разработанной Яшиным в парадигме современной науки, одним из базовых понятий является фундаментальный код Вселенной (ФКВ), целеуказанию которого подчиняется «формирование и эволюция структурированной неживой и живой материи» (2). С позиций философской системы Владимира Шмакова (3,4) основой ФКВ следует считать ноуменальный мир – «совершенный и живой космический организм». В концепции А.Яшина вселенский разум представляет собой, по сути, алгоритмическую организацию Вселенной как единого организма. Согласно его представлениям, человек не создаёт информацию, но открывает её, «уже заложенную в ФКВ – физическом инварианте идеи Бога – в форме матрицы, конкретное наполнение которой определяется условиями и формой существования жизни на земле». В.Шмаков отметил, что ноуменальный мир есть не только совершенный мировой разум; «он также и совершенное мировое самоощущение и совершенная мировая воля». Отсюда можно сделать вывод, что на процесс «создания»ноосферного человья неизбежное влияние окажут две другие категории сознания – мистика и воля. Алексей Яшин полагает, что эволюция разума человека завершается в ноосфере достижением планетарного коллективного разума, оформленным в глобальном виртуальном техническом качестве. Чем завершится эволюция чувства и воли? Известный метафизик Макс Гендель, излагая своё понимание космоконцепции розенкрейцеров, отметил, что будущее развитие человека будет определяться воображением, которое станет одухотворённой способностью, направляющей работу творения (5). Представления различных исследователей о роли воображения в развитии человека рассмотрены в статье автора (6).

На основе обстоятельного исследования философии Георга Гегеля, Иван Ильин сделал вывод, что «учение Гегеля не показало и не могло показать, будто всё сущее разумно логической разумностью» (7). Он полагал, что по методу своего философствования Гегель должен быть признан интуитивно мыслящим ясновидцем. «Тайна гегелевской философии лежит глубже её поверхностной и общеизвестной видимости: последнее слово её есть не понятие, а организм». Излагая основы пневматологии как диалектического процесса эволюции сознания человека в категориях мистики, разума и воли, Владимир Шмаков отметил, что Гегель стремился обосновать абсолютность стихии разума. «На деле он доказал обратное – её категориальность, ибо ей параллельны: стихия воли и стихия мистики» (4). Согласно представлениям Шмакова, основная ошибка Гегеля заключается в непонимании истинной природы трансцендентного, по его терминологии – абстрактно-спекулятивного. Идею Абсолюта Гегель ограничил Трансцендентным Ликом Абсолюта, а неразрывно связанный с ним полярно сопряжённый антитезис – Имманентный Лик, он игнорировал. Естественным неустранимым последствием этого обесценивания космологического достоинства имманентного является, как подчеркнул Шмаков, игнорирование иррациональной стихии. «Говоря языком эзотеризма, Гегель односторонне утверждал идею Отца и вовсе отвергал идею Великой Матери – и в этом корень всех его заблуждений». Односторонне утверждая ноуменальное достоинство только трансцендентного, Георг Гегель тем самым придал своей философской системе характер абсолютного рационализма (4).

Раскрывая свои доктрины об онтологической природе, смысле и качествах трансцендентного опыта, в котором происходит общение и единение актуального сознания человека с реальностями идеального мира, Владимир Шмаков подчеркнул, что реальное сопряжение естества феноменального сознания с естеством ноуменов происходит в категории мистики (4). «В категории разума это есть иерархическое развитие эмпирического разума, первичное раскрытие дотоле остававшихся потенциальными высших звеньев его иерархии. В категории воли это есть проникание и насыщение относительной воли волей безусловной, есть творческое приобщение, сопричисление и соучастие первой в произволениях второй». Очевидно, что ноосфера как сфера разума не может отражать всю полноту бытия человека; в какой степени ноосферный человей будет унифицирован – вряд ли можно оценить. За два тысячелетия христианство, призванное стать религией Любви, не смогло ощутимо изменить психоментальную природу человека – сумеет ли это сделать глобализация за два столетия? Сопоставляя основы пневматологии как доктрину о диалектическом процессе проявления монады и учение Гегеля, Шмаков отметил, что пневматологический процесс не может быть признан только ноуменальным или только феноменальным; в нём есть и то и другое в органичном сопряжении. Это есть внедрение духа в материю и возвышение её иерархического потенциала до духовного мира. «Пневматологический процесс есть сущность, носитель и механизм жизни».

Очевидно, что сознание человека не исчерпывается сферой разума, как и вселенское – космическое сознание, «приход» которого выдающийся мистик Даниил Андреев описал таким образом (8). «Прорыв космического сознания – событие колоссального субъективного значения, каких в жизни одного человека может быть весьма ограниченное число. Оно приходит внезапно. Это не настроение, не наслаждение, не счастье, это даже не потрясающая радость – это нечто большее. Потрясающее действие будет оказывать не оно само, а скорее воспоминание о нём; само же оно исполнено такого блаженства, что правильнее говорить в связи с ним не о потрясении, а о просветлении… Большего счастья, чем полное раскрытие внутреннего зрения, слуха и памяти, на Земле нет. Счастье глухого и слепорождённого, внезапно в зрелые годы пережившего раскрытие телесного зрения и слуха – лишь тусклая тень». Как известно, Павел Флоренский предлагал Владимиру Вернадскому использовать термин «пневматосфера», т.е. сфера духа, однако авторитетный академический учёный, возможно с учётом воинствующего атеизма правящей партии большевиков, выбрал ноосферу. В основе пневматологии как теоретической механики становления духа, разработанной В.Шмаковым, сознание рассматривается как триединство пневматологических категорий мистики, разума и воли. При этом он отметил невозможность адекватной передачи пневматологических доктрин на языке разума, поскольку внутреннее естество и внешняя феноменология каждой категории сознания доступны действительному постижению только в соответствующих им видах опыта, имманентных природе каждой из них (4). «Это неизбежно влечёт за собой необходимость все результаты своего опыта проектировать в категорию разума, т.е. односторонне искажать действительность».

Согласно представлениям Владимира Шмакова, ноуменальный мир вневременен и вечно объемлет всю полноту содержания Бытия, он есть первообраз совершенного космоса, одновременно его план и его энтелехия (3). Этот мир стремится перейти из потенциального состояния в актуальное; «эволюция в идеальном мире заключается в оживлении его синархии через исполнение форм живым содержанием, обладающим чувством и волей». Аналогично феноменальному миру, ноуменальный мир триединством категорий – формы, эволюции и индивидуальности также расчленяется на три царства: принципов, идей и монад. В принципах органически сопряжены все три категории сознания: они обладают совершенной формой и тем служат основанием категории разума; они обладают бесконечным содержанием и тем утверждают возможность бытия категории содержания – мистики; они есть первичные источники активности и тем самым дают основание бытию категории воли. «Но хотя принципам присущи в высшей степени все три категории, всё же примат лежит в воле» (4). Царство монад имеет своим основоположным началом индивидуальность, каждая монада есть органичное членение Абсолютной Реальности, стремящееся к самоосознанию и самоутверждению; по своему существу монада лежит в области эволюции и жизни. Царство идей имеет своим основоположным началом эволюцию жизни; идея исходит из принципа как из центра, а её периферия выражается космической совокупностью сознаний эволюционирующих монад. Шмаков полагал, что идея сама по себе лишена всякой активности, но когда человек сопричисляется с ней своим сознанием, она начинает изливать в него мощь принципа, становится его проводником. Он отметил, что царства ноуменального мира образуют совершенную органичную систему, где каждое не только есть одновременно и часть, и целое, но все они между собой сопряжены антиномичным законом: неслиянно и нераздельно. «Расчленяя их искусственно в особые, хотя и сопряжённые реальности для возможности опосредованного познания, мы тем самым неотвратимо искажаем в нашем сознании их истинное естество» (4).

Как следует из доктрин философской системы Владимира Шмакова, во всех трёх царствах природы – кристаллов, растений и животных, воздействие ноуменального мира происходит через внешнюю среду, т.е. действует на организм с периферии. В противоположность этому, человек есть двухприродное существо – он не только воспринимает ноуменальные веяния через среду, т.е. на периферии своего существа, но и через свой собственный внутренний центр (3); некоторые аспекты этой темы рассмотрены в статье автора (9). Трём царствам ноуменального мира соответствуют три царства природы – в первых подготавливается возможность раскрытия духа, а во вторых постепенно совершенствуется физический аппарат, способный воссоединиться с духом. «Это сопряжение актуально осуществляется в человеке, который в начале своей эволюции есть животное, а в её конце становится истинным Человеком, то есть Богом и сыном Всевышнего». Владимир Шмаков подчеркнул, что общий принцип таков: ноуменальное может проявляться лишь в реальности феноменального; при этом совокупность индивидуальных монад есть не хаотическая множественность равноценных реальностей, а иерархия, образующая организм ноуменального мира. Общение и единение актуального сознания человека с реальностями этого мира происходит в трансцендентном опыте.
_________________________________________________

Литература

1. Яшин А.А. Феноменология ноосферы: Заключительные главы – прогностика. М.-Тверь-Тула, 2012.

2. Яшин А.А. Феноменология ноосферы: тематическая энциклопедия. Тула, 2015.

3. Шмаков В. Закон синархии. Киев, 1994.

4. Шмаков В. Основы пневматологии. М., 1922.

5. Гендель М. Космоконцепция розенкрейцеров. М., 2002.

6. Ерёмин В. Воображение – метанаучный инструмент познания? Peremeny. ru / books / osminog /, публ.13886, 01.12.2017.

7. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.

8. Андреев Д.Л. Роза Мира. М., 1996.

9. Ерёмин В. Сердце – приёмник посланий иных миров? Peremeny. ru / books / osminog /, публ.14360, 02.03.2018.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: